ДетективыФантастикаРассказыЭкологияСтрашилкиПьесаСказкаХоббиШаржиФото
Что такое "неосоцреализм"?
"Неосоцреализм", как литературное течение
70-80-х годов ХХ века.
(Незаконченная статья в сокращении и переводе Г. Гацура)

Практически незнакомое в широких кругах течение (не только литературное), первоначально зародившееся в конце 70 годов на территории одной из «западных республик» оказавшихся после сороковых годов в социалистическом лагере. Оно выросло в закрытой среде интеллектуальной элиты, представители которой были настолько уникальными специалистами, каждый в своей области, что на многие их проделки закрывали глаза. Последователи их не интересовали, литературные тексты играли роль инструмента, тем более, что существование этого течения и заключалось ("имело смысл" - более точный перевод. Г.Г.) в том, что лишь немногие, избранные, благодаря врожденным или благоприобретенным качествам, смогут понять в чем суть. Для остальных же, знание о существовании каких либо стилей, было совершенно необязательно. Тем более, что произведения в стиле "неосоцреализма" должны были играть в их головах и головах их хозяев роль "троянского коня".

Течение зародилось как некая шуточная задачка для извращенных и постоянно требующих работы мозгов. Суть ее сводилась к вопросу, можно ли, создав и доведя до массового читателя или зрителя один или несколько текстов (библейские [как вызывающие сомнение в подлинности*] сразу же были исключены), изменить общественный строй или, хотя бы, сменить руководство в какой-либо отдельно взятой стране. Задача осложнялось присутствием в стране цензуры и огромного количества различных контролирующих друг друга органов. Первоначально необходимо было, как шутил один из создателей течения, "воздействуя через тексты определенным образом на подсознание своих тюремщиков (имелись в виду редактора и цензоры, возможно, кто-то еще, которым первым приходилось прочитывать рукописи) кардинальным образом изменить их отношение к выполняемой работе и к самим текстам. Дальше было дело техники, социологии и т.д.... Все пришли к единодушному мнению, что за основу, как носитель, необходимо взять соцреализм, так как он являлся не только официальным, но и неким искусственным литературным стилем. Что облегчало задачу. Усиливая в нем присутствие так называемых соцреалий, намеренно возвеличивая, необходимо было довести его до полного абсурда. Ведь, если повысить в любом блюде содержание соли, то это блюдо может вызвать не только отравление, но и стойкое негативное отношение к нему. Этот новый стиль (не только в литературе, в живописи, но и в других областях), недолго думая, окрестили "неосоцреализмом". Название не всем понравилось, и оно не полностью передавало суть течения, точнее того, что с помощью его хотели сделать. Тем более, что в последствии, те алгоритмы, которые применялись для первоначального построения и "кодирования" литературных текстов, изменились до неузнаваемости. Тем не менее, название сохранилось. В общем, общественный строй, породивший всем уже, порядком, поднадоевший соцреализм, от него и должен был погибнуть. Пока, по большей части безграмотные, партийные царьки всех мастей упивались своей властью и с презрением относились к кормившему их народу, как быдлу, кое-кто готовил им, взращенный на их же, партийной идеологии, сюрприз с кульбитом... Или с переворотом?..

Первый и единственный съезд неосоцреалистов прошел в конце 70-х в одном из прекрасных ресторанов на берегу Балтийского моря (поджарых официантов, с оттопыривавшими... лацканами красных смокингов, там сновало больше, чем в зале было неосоцреалистов, но последних это мало волновало, ко всему привыкаешь...). Обилие псевдонимов и то разнообразие тем, что затрагивалось в текстах (в том числе и озвученных через электронные средства коммуникаций), а так же уничтоженные и погибшие в период конца 80-х - начала 90-х годов архивы, теперь не позволят, даже приблизительно, восстановить историю развития этого течения и сказать, не ему ли мы обязаны столь частой сменой коммунистических лидеров в 80-е года и таким скорым крахом партийной диктатуры во многих социалистических странах. Но многие косвенные признаки указывают на это...

______
*...Вызывающие сомнение в подлинности... - грустно и не умно требовать подлинности от жрецов-коммерсантов, тысячи лет назад поставивших себя единственными посредниками между людьми и Богами (Богом), да еще и взнимающие за это "крышевание" десятину. В первоначальном своем виде любые конфессии это своего рода рэкетиры, грозящие "карой небесной", если владеющий чем-либо не поделится с ними своим богатством, а зачастую и властью. Часто лидирующие конфессии, особенно в смутное время, заключали со светской властью концессии - церковно-государственное взаимовыгодное частное партнерство. Что и произошло между номенклатурой и религиозными организациями на территории бывшего СССР. По сути своей любые религиозные конфессии это старейшие на Земле коммерческие организации (монополии), уже многие тысячи лет зарабатывающие на человеческой глупости и страхе неизбежного наказания за преступления на том или еще на этом свете. И никакого отношения к Богу не имеющие. Бог живет не в храмах, а в нашей душе... (Не совсем согласен с H.S., но слишком близкая связь отдельных государств с подобными "древними" коммерческими организациями, прежде всего отбрасывает нелицеприятную тень на первых лиц, и говорит о их неспособности предложить своим гражданам ничего, кроме религии и теории "первоначального криминального капиталла", так близкой некоторым олигархам и конфессиям, на которой они и поднимались. Вот такие дела, господа-товарищи номенклатурщики и прочий, послушный и удобный в эксплуатации электорат...)

 

H.S. (Нeinrich fon Stolz, "Красный барон")
1992-93 г
г
.

ДетективыФантастикаРассказыЭкологияСтрашилкиПьесаСказкаХоббиШаржиФото

Вверх

© G. Gatsura

Rambler's Top100 Rambler's Top100